Страшное пророчество Евфросинии Суздальской
С 23 апреля в Государственном историческом музее будет выставлен уникальный экспонат Покров «Евфросиния Суздальская». Покров на гробницу с иконографическим образом Евфросинии Суздальской - не только замечательное художественное произведение первой половины 16 в.,
но и памятник героической эпохи борьбы с монгольским игом. Евфросиния Суздальская (в миру – княжна Феодулия Черниговская) одна из первых русских женщин, которая проявила себя в подвижничестве иноческой жизни. Её мощи до сих пор исцеляют болящих.
Покров «Евфросиния Суздальская» демонстрируемый в рамках проекта «Следы минувшего» - это уникальный памятник лицевого шитья. Он происходит из Троицкой церкви Ризоположенского монастыря в Суздале, и был вышит в мастерской Соломонии Сабуровой, первой жены великого князя Василия III, после ее пострижения в монахини суздальского Покровского монастыря в 1525 г. Покров найден в 1937 г. при разборе имущества Троицкой церкви Ризоположенского монастыря.
Легенда о Евфросинии Суздальской (в миру – княжна Феодулия Черниговская) сложилась как устное предание в начале XVI в. Во второй четверти XVI в. местным агиографом, монахом Спасо-Евфимиева монастыря Григорием на основании этой легенды было составлено житие святой. Второе житие принадлежит перу суздальского епископа Варлаама. Канонизация Евфросинии произошла в 1576 году. Её почитают во всех православных церквях, в самом Суздале ей поклоняются с 16 века, поскольку мощи святой исцеляют болящих.
Евфросиния - старшая дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича, внука Святослава, который вместе с боярином Федором принял в Орде мученическую смерть за то, что не поклонились языческим божкам. Православная Церковь чтит их как святых мучеников.
Появление Феодулии на свет в 1212 г. стало подарком для родителей, у которых долгое время не было детей. С первых дней жизни княжна проявляла склонность к постничеству. Когда её кормилица ела мясо, то она отказывалась от грудного молока. Крестным отцом юной Феодулии стал игумен Киево-Печерского монастыря. У её отца была прекрасная библиотека и девушка ознакомилась в ней с сокровищами древнегреческой философии.
Благонравная, образованная и статная девица рано обращала на себя взоры знатных гостей. К ней многие сватались, но отец отдал 15-летнюю отроковицу в жены суздальскому великому князю. Мина Иванович происходил из варяжского рода Шимона, потомка римского кесаря Клавдия. Примерно
в 1215 или 1217 году Феодулия оставила Чернигов и приехала в Суздаль. У некоторых историков эта информация, почерпнутая из жития, вызывает сомнения. Ни в одной летописи нет данных о суздальском князе Мине Ивановиче из варягов.
В то время Суздаль принадлежал великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу, который был женат на тетке Феодулии Агафье. Скорее всего, испытывавшая склонность к наукам и подвижнической жизни, девушка могла расширить свои познания только в богатых монастырских библиотеках. Возможно, что княжна отправилась в Суздаль, чтобы стать монахиней.
Приняв постриг с именем Евфросиния в суздальском Ризоположенском монастыре, основанном в 1207 г., куда принимали незамужних девушек, она прославилась своими трудами. Несмотря на свое княжеское происхождение, Евфросиния не занимала никакой начальственной должности в обители и все делала своими руками.
Историки полагают, что Михаил Черниговский, когда его дочь достигла возраста невесты, был бездомным князем. После смерти отца, киевского князя Всеволода Чермного, в 1215 году семье Михаила пришлось покинуть Киев. Только в 1224 г. Михаил Всеволодович сначала стал новгородским, а потом и черниговским князем и получил собственные владения. До этого найти достойного жениха для старшей дочери он не мог.
Обычно женщины княжеского рода принимали постриг, вырастив детей и овдовев. Дьявол смущал юную княжну. Однажды он появился в келье в облике её отца. Михаил Черниговский стал звать свое чадо назад домой, но девушка сотворила молитву - и лжеотец исчез. В другой раз нечистый принял облик красивого юноши, который принес монахине золотое блюдо со всякой снедью, якобы от жениха. Но и тут Евфросиния сумела избавиться от наваждения.
Евфросиния обладала редким для русского духовенства даром – умела говорить проповеди. Излюбленной её темой была греховность человека: люди постоянно должны гнать неподобающие мысли, которые идут от тела, обуреваемого страстями. Бог сотворил человека способным принимать решения и отличать благо от зла. После убедительных речей молодой монахини игуменья говорила, что устами той вещает сам Господь. Вокруг Евфросинии собрались «юницы», во всем подражавшие своей наставнице.
Именно Евфросинии принадлежит страшное пророчество о нашествии татаро-монгол. Когда она в уединении размышляла в своей келье, то увидела жуткую картину: полчища кочевников врываются в русские города, жгут дома, убивают и угоняют в полон жителей. Монахиня обратилась к Богу с горячей молитвой не допустить погибели Русской земли. Но услышала в ответ, что за беззаконное житие и грехи наказание неминуемо.
Все случилось так, как пророчествовала инокиня. Орды хана Батыя вторглись в русские княжества. Стольный город Владимир был сожжен. На их пути оказался и Суздаль. Горожане закрылись за крепостными стенами, а монахини, по настоянию Евфросинии, остались за невысокой оградой обители. Архангелы защитят монастырь, так пророчествовала святая. Предсказание полностью сбылось. Разграбив город, войско обошло стороной монастырь.